Главная » 2016 » Август » 19 » Православие как руководство по выживанию или православный взгляд на кризис
21:48
Православие как руководство по выживанию или православный взгляд на кризис
Формат книги - саморазвитие личности в свете православия. Задача - привлечь к православию людей, которые называют себя православными, но имеют очень смутные представления о православии и не являются прихожанами православной церкви. Цель работы - рассказать о православии современным языком и продемонстрировать преимущества православия и христианских ценностей в современном мире.

София Иванова
Православие как руководство по выживанию или православный взгляд на кризис


Оглавление
Вступление
Глава 1. Стратегия внутренней устойчивости в свете православия
Вступление
Преодоление беспокойства
Приобретение спокойствия
Разумная экономия сил
Использование сна
Стать молчальником
Принять ответственность
Приобретение решимости
Активизация деятельного начала
Глава 2. Тренировочные кризисы
Вступление
Кризис как привычка
Заключение
Глава 3. Стратегия бизнеса в свете православия
Вступление
Бизнес и духовный рост
Как предвидеть наступление кризиса
Стратегия эффективного бизнеса по православному
Выбор правильного направления
Включение воли
Изменение рода деятельности во время кризиса
Активация усилий. Отдать лишнее
Создание команды
Сила сплочения
Послужить другим
Повысить трудоспособность
Актуализация истинных ценностей. Вдохновение. Репутация
Стрессоустойчивость во времена кризиса
О богатстве
Нематериальные активы
Можно ли достигнуть совершенства или как стать довольным
Глава 4. Семья и кризис
Глава 5. Здоровый образ жизни в свете православия
Вступление
Необходимость самосохранения
Сохранение физического здоровья
Сохранение психического и умственного здоровья
Православный пост как основа здоровья
Несколько слов о духовном посте
Основа физического и духовного здоровья
Глава 6. Универсальный закон самосохранения
Вступление
Хорошее отношение к людям как способ самосохранения
Как научиться любить ближних
Глава 7. Техника преодоления кризиса или практическое православие
Вступление
Признание проблемы
Радикальное переосмысление
Возврат к своему истинному «Я»
Изменение ума
Глава 8. Главное условие обретения счастья
В заключение
Глава 9. Благодарение или «Слава Богу за все!»

Вступление
Слово кризис происходит от древнегреческого слова κρίσις – решение, поворотный пункт. Позже это слово приобрело новые значения, среди которых: исход битвы, спор, состязание. Лингвисты отмечают, что само слово никогда не носило психологически негативного смысла, который оно имеет сегодня. Если отойти от отрицательного аспекта этого слова и обозначаемого им феномена, и сосредоточить внимание на положительном содержании обозначаемого им явления, то мы обнаружим, что кризисные процессы выполняют важнейшую функцию, а именно, вскрывают проблемы человека (общества) и заставляют их разрешать, что позволяет человеку (обществу) продолжать существовать и развиваться.
Кризис - это неумолимая и сокрушающая сила, но именно под воздействием этой силы выявляются слабые места и недостатки любой системы, после чего появляется возможность их устранить.
Поскольку кризис – это некая сила, то, как и любую другую силу, мы можем научиться использовать ее в своих целях, а именно, перенаправить ее в нужное нам русло! Можно провести аналогию с парусным спортом – яхта может плыть и против ветра, при этом используя силу ветра для движения вперед! Но совсем против ветра идти нельзя, а вот под углом к его направлению — можно. Примечательно, что особенно ярко аэродинамические свойства паруса проявляются именно при встречном ветре. При этом, чтобы не уплыть в другую сторону, необходимо периодически менять курс, совершая серию зигзагообразных перемещений под углом к ветру. На морском языке такое движение называют лавированием.
Во времена кризисов нам приходится именно лавировать - менять своё поведение, выбирая оптимальные варианты, приспосабливаться к новым условиям и выходить из затруднительных положений. Наша задача в кризисной ситуации не только выстоять под напором разрушительных сил, но, как летящий по волнам парусник, продолжить свое путешествие вперед.
Кризис – это время решающего состязания, где многое зависит от того, в какой форме находится «спортсмен» и достаточно ли у него сил и знаний, чтобы выйти победителем.
К кризисам полезно готовиться заранее, учиться их преодолевать с выгодой для себя. Если мы подготовлены к решающей схватке - кризис будет побежден, а в качестве награды мы приобретем новую силу и бесценный опыт.
Кризисы наши друзья. Во время кризисных ситуаций мы узнаем, кто друг, а кто враг, понимаем, на кого можно положиться, а за кого лучше помолиться. Кризис, словно ураган, врывается в нашу жизнь и уносит из нее все лишнее – остается только самое важное и практичное. Если существует мощная сила, которая приносит такую огромную пользу, то стоит взять ее на вооружение!
Однако, преодоление кризиса не является триумфом, но означает для нас только то, что мы будем способны встретиться и со следующим испытанием. Успешное прохождение очередного кризисного этапа, определяет то, насколько подготовленными мы окажемся к следующей кризисной волне, хватит ли сил ее преодолеть.
Пройдя проблемный этап жизни, мы на некоторое время входим в стадию покоя, внутреннего «штиля» и умиротворения, но ненадолго. Когда мы находим верный путь и в трудной ситуации справляемся с поставленными задачами, это лишь дает возможность перейти на следующий уровень, где проблемы не исчезают, а приобретают новый характер. От уровня к уровню мы становимся опытнее, а проблемы, требующие разрешения, все сложнее и сложнее. Кризисные циклы будут повторяться и периодически «накатывать», словно морские волны, на протяжении всей нашей жизни, изменятся лишь сопутствующие условия.
Кризисы неизбежны. Как все в природе, в общественной жизни, и в жизни отдельно взятых людей - кризисы цикличны, поэтому мы имеем возможность подготовиться к ним заранее. Вместе с тем, наша цель не только помочь подготовится к кризису, но и успешно его преодолеть. О том, как это сделать и какую роль в процессе преодоления кризиса играют правильно выбранные духовные ориентиры, и пойдет речь в книге.
Причем тут православие? Все очень просто - православие имеет в своем распоряжении верные и достаточные инструменты успешного преодоления кризиса, превращения трудностей в новые возможности, а также исцеления отдельной личности и всего общества от негативных последствий кризиса.
В книге будет продемонстрировано, что самые действенные способы преодоления жизненных невзгод строятся на евангельских заповедях и проиллюстрировано показательными повествованиями. Книга снабжена множеством ярких примеров выдающихся православных подвижников, своей жизнью подтвердивших истинность духовных ориентиров, утвержденных в православии.
В свете православия будет рассмотрен обширный перечень практических вопросов: что такое кризис, каковы его коренные причины и можно ли предугадать заранее время его наступления, как к нему следует готовиться и преодолевать, можно ли выбраться из него без потерь, как настроить свой бизнес в кризисные времена. Будут затронуты вопросы сохранения здоровья, а также вопросы личных и семейных отношений. Мы прикоснемся к сложным темам о переосмыслении жизненного опыта и восстановлении целостности самих себя в трудные времена.
Мы попробуем взглянуть на Евангелие как на исключительно эффективное практическое руководство, применимое к собственной жизни в тяжелые, переломные моменты - инструкцию по выживанию, и докажем, что книги Священного Писания ближе к вам, чем вы можете себе представить!

Глава 1
Стратегия внутренней устойчивости в свете православия
Вступление

Кризис – это очередной урок в школе под названием жизнь и только от человека зависит, насколько хорошо будет усвоен этот урок. В идеальном случае, мы можем выйти из кризиса без потерь, и даже приобрести новые знания, умения, опыт.
Любой кризис полезно воспринимать как открывшуюся возможность. Увидеть и воспользоваться этой новой возможностью легче всего тем, кто заранее подготовлен. Необходимо постоянно и последовательно корректировать свою жизнь, иначе кризис обязательно выявит проблемные моменты и тогда их придется исправлять в короткие сроки, принудительно и в стрессовом режиме.
Степень проявления проблем в трудные жизненные периоды зависит, в основном, от духовного состояния человека. Кризис – довлеющая сила, противостоять которой можно имея собственную силу – внутреннюю силу духа, а также знания и навыки, которые мы накапливаем в межкризисные этапы. Подготовка к переходным этапам состоит, в первую очередь, в приобретении опыта регулярного устранения ошибок мышления и поведения.
Не всегда разрушительна сама проблема, сколько наше отношение к ней. Выстоять в непростые времена помогают такие личные качества как спокойствие, рассудительность, умение экономить психические и физические ресурсы, внутренняя и внешняя активная позиция, доброжелательное отношение к окружающим и, конечно, самое главное – вера в Бога. Далее увидим, какую роль в преодолении кризиса играет каждое из этих качеств, и продемонстрируем на различных примерах из жизни выдающихся людей.

Преодоление беспокойства

Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Во времена кризиса, когда мы видим, как начинает разрушаться то, чем мы сильно дорожим, нас непременно посещает беспокойство. Не всякий человек способен пережить утрату того, ради чего жил или работал многие годы. Сталкиваясь с неразрешимой ситуацией, потерями мы склонны опускать руки, чувствуя безнадежность, апатию. Проблемы кажутся неразрешимыми.
Беспокойство всегда тащит за собой шлейф и других негативных эмоций, таких как страх, гнев, уныние, волнение, подозрительность и другие навязчивые состояния. Беспокойство деструктивно. Оно лишает целостности и тратит впустую нашу энергию. Вредоносным последствием излишнего волнения или уныния, может стать полное бездействие или ошибочные импульсивные действия, поэтому, лучше всего встречать трудности и непредвиденные обстоятельства спокойно.

***
Из жизни подвижников православия. Святитель Иннокентий, просветитель Аляски
Святитель Иннокентий был первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. В 1977 году святитель Иннокентий был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей, как апостол Сибири и Америки. Его исследования по алеутскому языку и этнологии до сих пор не утеряли актуальности. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.
Миссионерский путь святителя начался в 1824 году, когда он, вместе со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русскую Америку. Всего через два года, в1826 году, он создал алфавит для алеутского языка, на протяжении пятнадцати лет крестил тысячи местных жителей, построил храмы и школы, просвещал Словом Божьим обитателей Камчатки, Алеутских островов и Северной Америки. В 1834 году он был переведён на новое место службы - в Новоархангельский порт на остров Ситху, где продолжил миссионерскую деятельность среди местных жителей - народности колошей (индейский народ юго-востока Аляски). В 1843, 1840 и 1850 годах святитель совершал постоянные миссионерские поездки по необъятным территориям Якутии, охотского побережья, Камчатки, Чукотки, Аляски, Курильских, Командорских, Алеутских островов.
В период Крымской войны, события которой оказывали существенное влияние и на ситуацию в Охотском море, святитель (в 1855 году) задумал очередную поездку в Аянский порт, а оттуда планировал добраться в устье Амура.
По пути, в селении Нелькан, он встретил свою дочь Екатерину, которая предупредила его о том, что в Аяне опасно находиться, поскольку туда прибыли англичане. В тот момент в устье Амура находилось около полусотни неприятельских судов. Несмотря на это предупреждение, он продолжил свой путь и прибыл в Аян как раз тогда, когда англичане покинули его. Поселение пустовало, местные жители прятались в лесу. Замки со всех помещений были сорваны. Церковь была открыта.
Ежедневно он совершал в церкви богослужение, посещал жителей Аяна, укрывавшихся в лесу, исполнял требы и крестил детей. Но все-таки судьба уготовала святителю неожиданную встречу с неприятелем.
Однажды святитель совершал в церкви молебен о даровании победы русскому войску. В это самое время в Аян прибыли два английских фрегата. Англичане, сойдя на берег, узнали, что в селении находится русский архиерей. Эта новость их так взбудоражила, что они тут же отправились на поиски священника. Не найдя его дома, они оголтелой толпой направились к церкви. Когда они с шумом и громкими криками ворвались в здание, то увидели посреди пустого храма священнослужителя, который с абсолютным спокойствием и невозмутимостью продолжал произносить слова молитвы, не обращая ни малейшего внимания на разгоряченную публику.
Вид благоговейно служащего в одиночестве священника и его спокойствие, так поразили англичан, что они замолкли и смирно стояли до самого окончания службы. Святитель Иннокентий, с присущим ему юмором, вспоминая этот случай говорил, что если бы англичане знали, о чем он молился в тот момент в их присутствии, то, наверное, бы тут же его растерзали.
Искренняя и благоговейная молитва владыки произвела неизгладимое впечатление на англичан и по окончании службы они с почтением подошли к нему и стали расспрашивать, как он сюда добрался. Владыка пригласил их к себе домой на чашечку чая, где они долго беседовали. Англичане сообщили ему, что по обычаям военного времени, они должны взять его в плен. Но в ходе дальнейшего разговора, архиепископ Иннокентий не только убедил их в нецелесообразности такого шага, но даже уговорил освободить ранее плененного ими священника-миссионера Махова. На следующий день англичане вновь беседовали и пили чай у владыки целый вечер и расстались, всячески выражая ему свое расположение.
***
Представим, на секунду, развязку этой истории в случае, если бы святитель выказал хоть малейшее беспокойство, страх или повел бы себя недостойно при появлении толпы - тогда, почуяв легкую жертву, англичане могли бы его покалечить или убить. Люди имеют свойство ощущать эмоции друг друга. Внутреннее спокойствие святителя и благоговейное чувство при совершении службы в храме, передалось раззадоренным морякам, а святитель не только избежал опасности, но даже умело развернул ситуацию в свою пользу, вызволив другого плененного священника.
В нескольких местах Евангелия, Иисус Христос призывает нас оставить беспокойство.
«И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?»
Евангелие от Луки
В трудных и опасных ситуациях жизненно необходимо избавится от страха и беспокойства. Страх парализует волю человека, и он начинает совершать ошибки. Как же мы можем противостоять страху? Для верующего православного христианина ответ очевиден - пониманием концепции Божьей воли в нашей жизни.
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц»
Евангелие от Матфея
Без веры в Бога человек становится несчастным, поскольку приписывает все события хаотичной воле случая. В православии, безусловное доверие Богу называется упованием на Бога, что означает твердую надежду и веру в промысел Божий при любых обстоятельствах и понимание того, что Воля Бога, направленная на спасение человеческой души, пронизывает весь мир, и ни одно событие не происходит вне ведома Бога. Что бы ни случилось с человеком, обладающим твердой верой в Бога, он не впадает в отчаяние или агрессию, а ищет смысл происходящего.

***
Из жизни подвижников православия. Дионисий Радонежский, преподобный
Когда будущий архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, преподобный Дионисий Радонежский, был еще совсем молодым иноком, его иногда направляли в Москву по рабочим церковным делам. В свободное время он любил посещать московский рынок, где продавались книги.
Однажды, один из рыночных торговцев, увидев монаха, отличавшегося строгим внешним видом от окружающих, начал его оскорблять, подначивать, и раззадорившись, дерзко спрашивал: «Зачем ты здесь, монах?» Инок нисколько не смутился и не озлобился. Напротив, тут же признав себя виновником раздражения торговца, он ответил ему: «Да, брат, я точно такой грешник, как ты думаешь обо мне. Бог тебе обо мне открыл, ибо если я был истинный инок, то не скитался бы по торжищу между мирскими людьми, а сидел бы у себя в келии. Прости меня грешнаго, Бога ради».
Наблюдавшие эту сцену люди возмутились поведением торговца и начали обвинять наглеца. Инок тут же вступился за торговца, объяснив присутствующим правоту нападавшего: «Нет, братия, не он невежда, а я. Он же послан мне от Бога на мое утверждение и правдивы речи его, чтобы впредь мне не скитаться по сему торжищу, но сидеть в келлии». Торговец опомнился и хотел попросить прощения у инока за свое поведение, но тот незаметно скрылся.
***
Инок Дионисий, будучи служителем Божьим, прекрасно понимал, что столь резкие и неожиданные нападки со стороны мирянина торговца не случайность. Любое обращение со стороны незнакомого человека или внезапная встреча, может содержать в себе смысловое послание свыше, и нет повода злиться или как-то эмоционально реагировать на недружелюбное поведение, а лучше разобраться в ситуации и сделать верные выводы. Он воспринял обращение к себе как знак, и поспешил вернуться в келью.
Чем ближе человек к Богу, тем резче и определеннее для него все, что с ним случается. В жизни любого человека, будь то мирянин, или служитель церкви, абсолютно все события происходят не случайно. Однако у людей, живущих духовной жизнью, внутренне око просветляется, они видят все происходящее с другого ракурса и более четко. Невидимые силы ведут их по жизни более определенно, так как они настроены на взаимодействие с Богом. Они лучше и быстрее могут определить - почему произошло то или иное событие, что оно означает, на что надо обратить внимание, и какие действия лучше всего предпринять.
Знаки свыше похожи на стоп-сигналы или стоп-знаки на дороге. Даже если водителю сразу может быть и не понятно, почему данный стоп знак находится в определенном месте дороги, по правилам дорожного движения, все равно, необходимо снизить скорость, остановиться, осмотреться по сторонам. Так и в духовном плане. Если верующий человек замечает указатель, он как минимум приостановит свое движение или изменит траекторию. Он словно вода, обогнет препятствие, и никогда не будет, как баран, биться в закрытые ворота.
В нашем примере, инок Дионисий, быстро сообразив, в чем тут дело, понял, что оказался «не в том месте и не в то время», сразу согласился с обвинением, и защитив нападавшего, незаметно для ошарашенной публики быстро удалился. Причем, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу ему понадобилось совсем немного времени и сил, никто не пострадал, хотя все могло закончиться взаимными оскорблениями или дракой.
Православный человек понимает, что все мы «под Богом» и в жизни не бывает случайностей. В кризисные моменты жизни спрашивает себя не «за что мне это», а «для чего». Он не тратит энергию на беспокойство, переживания или агрессию, а пытается понять - по какой причине произошло то или иное событие и что Бог хочет этим сказать? Для такого человека любое событие в жизни – это указательная стрелка, «дорожный знак», и поэтому нет смысла испытывать беспокойство или другие негативные эмоции, забирающие наши силы и жизненное время.
Мы словно опытные гроссмейстеры должны анализировать появление тех или иных фигур на шахматной доске нашей жизни, продумывать дальнейшие ходы, смотреть наперед, чтобы не попасть в затруднительное положение. Но и королем, возвышающимся над всеми, себя мнить не стоит, ведь после игры все фигурки отправляются в одну коробку.

***
Из жизни подвижников православия. Еще один случай из жизни преподобного Дионисия Радонежского
В 1610 году патриарх Ермоген назначил, уже на тот момент архимандрита Дионисия настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, сильно пострадавшей после продолжительной (более шестнадцати месяцев) осады польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, и нуждающейся в восстановлении и хорошем руководителе. Затем, после окончания Смуты (продолжавшейся с 1598 по 1613) святому Дионисию была поручена ответственная работа по исправлению богослужебных книг. Все это вызвало зависть его недоброжелателей. Ими был составлен донос, по которому преподобный, в 1618 году, был заключен в темницу, где его морили голодом. Чтобы унизить преподобного, сломать его психологически, в качестве дополнительного наказания ему было предписано ежедневно, в присутствии толпы народа, совершать тысячу земных поклонов. Однако, не довольствуясь этим, преподобный Дионисий, к удивлению карателей, каждый раз добавлял еще тысячу поклонов от себя. Он говорил жалевшим его, что происходящее с ним не беда, а лишь «всеблагое проявление Промысла Божия, устрояющего спасение каждого человека». В 1619 году преподобный был освобожден и еще много лет плодотворно служил в Троицкой лавре.
***
Психологическое давление на человека, несправедливые обвинения и позор способны полностью сокрушить человека и даже убить. Спокойное отношение к произошедшей несправедливости помогло преподобному не сломаться психологически, выстоять.
Без веры в Бога и концепции о Божьей Воле человеку выжить очень сложно. Происходящие в мире и личной жизни события, кажутся бессмысленными, а иногда жестокими и несправедливыми. Жизнь представляется неуправляемым хаосом. Такое восприятие действительности способно морально раздавить и буквально уничтожить человека.
Для православного человека не бывает ничего несправедливого. С верой в душе он способен преодолеть любые обстоятельства, любые испытания пройти с пользой для себя и окружающих. В Боге человек находит спокойствие, он всегда собран, что позволяет более конструктивно и быстро решать навалившиеся проблемы, и более точно определять направление для дальнейшего движения.

Приобретение спокойствия

Тебе предстоят скорби, удовольствия, надежды, опасения, богатство, нищета, слава, бесславие, престолы; пусть течет все это, как хочет. До человека, утвердившегося на добром основании, не касается ничто непостоянное.
Григорий Богослов
Самым опасным моментом во времена кризисов является паника, растерянность, отчаяние. В девяностые годы, когда прекратил свое существование СССР, уровень самоубийств резко вырос. Россия, после кризиса девяностых, находилась в мировых лидерах по количеству самоубийств. С 1995 по 2003 год в России ушили из жизни через самоубийство около полумиллиона человек, причем, 80% от общего количества пришлось на долю мужчин.
Для мужского населения социальный статус и заработок занимают одно из самых главных мест в иерархии жизненных ценностей, и такой высокий уровень самоубийств среди мужчин был связан, прежде всего, с и тяжелым экономическим положением в государстве, отсутствием работы и возможности самореализации. Однако, прежде всего, это было связано с отсутствием верных духовных ориентиров.
«Ищи¬те же преж¬де Царс¬твия Бо¬жия и прав¬ды Его, и это все при¬ложит¬ся вам. Итак, не за¬боть¬тесь о зав¬траш¬нем дне, ибо зав¬траш¬ний сам бу¬дет за¬ботить¬ся о сво¬ем: до¬воль¬но для каж¬до¬го дня сво¬ей за¬боты»
Евангелие от Матфея
Эту заповедь Христа часто понимают неверно, как заповедь, призывающую к безделью или тунеядству. Однако, это не так.
Если взглянуть на оригинальный греческий текст данной заповеди, то мы увидим, что слово «не заботьтесь» в греческом варианте обозначено более широким по своему смыслу словом «merimnao», которое имеет несколько значений, в том числе - волноваться, терзаться душой, бояться.
Слишком яркие эмоции затуманивают разум, поэтому лучше избегать их крайних проявлений. Однако, не впадать в панику не означает совершенно бездействовать. Просто, нет необходимости растрачивать впустую свои психические и физические силы на то, что от нас иногда не зависит. Ведь как часто бывает - человек планирует, переживает, а потом случается непредвиденное, и все идет по совершенно иному сценарию. Излишние переживания и волнения забирают у человека огромное количество сил, которые правильнее перенаправить на созидательные цели.
В критические моменты, важно помнить о том, что главной ценностью человека является его жизнь! Даже этого мотива достаточно, чтобы выжить, ведь будучи живым, человек может со временем получить и все остальное.
Для православного христианина кроме понимания ценности жизни, существует иная мощная опора – Бог. Даже при полной бездеятельности и апатии к происходящему такой человек может внутренне «спрятаться» на время в молитве, найти убежище в мыслях о Боге и этим спасти свою психику и жизнь в решающий момент.

***
Из жизни подвижников православия. Святой праведный Иоанн Русский
Иоанн Русский - один из самых почитаемых в Греции русских святых. Крестьянин по происхождению, в возрасте двадцати одного года он был рекрутирован в армию для участия в турецкой компании Петра Первого. Во время одного из походов, в числе многих других русских солдат, он был взят в плен, а это означало, что до конца своих дней ему суждена участь раба в чужой стране. На одном из невольничьих рынков его купил турецкий военачальник и увез вместе с другими рабами к себе на родину, в Малую Азию, Каппадокию.
Первым делом, всем русским рабам предлагали отречься от Христа, а тех, которые отказывались, подвергали мучениям. Тем же, которые согласятся и принесут клятву Магомету, обещали сохранить жизнь и даровать возможность работать на хозяина. Иоанн остался верным христианству и ответил турку: «Я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».
Его подвергли самым тяжелым физическим работам, били прутьями и применяли к нему жесточайшую пытку – раскаленную медную тарелку доставали из пламени и прикладывали к голове. Железо прожигало голову до черепа. Его постоянно унижали и мучили, нагружали самой грязной и невыносимой работой. Со временем хозяева заметили, что как бы с ним ни обращались, он никогда не отвечал злобой, усердно выполнял все порученные работы, оказывал помощь всем, кто в этом нуждался. Издевательства над Иоанном прекратились и его поселили в конюшне, где он с того времени жил и трудился.
Трудолюбивый, добросердечный пленник полюбился хозяину и его семье. Хозяин разбогател и занял видное положение. Свой неожиданный успех хозяин приписал тому, что в его доме живет святой человек. Иоанну была предложена свобода. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».
Дни напролет Иоанн работал, а по ночам тайно посещал пещерную православную церковь святого Георгия и каждую субботу причащался. Незадолго до своей смерти он призвал священника. Служитель церкви спрятал Святые Дары для причащения умирающего в яблоке. Причастившись, святой мирно почил.
В греческой деревне Нео Прокопио находится храм в честь Иоанна Русского, где по сей день хранятся его нетленные мощи. Ежегодно более восьмисот тысяч греков приезжают сюда в качестве паломников. Многим святой Иоанн являлся во сне. Известны тысячи его чудес!
***
Жизнь святого Иоанна Русского показывает, что любые обстоятельства с верой в Бога преодолимы. И не всегда для человека губительны сами обстоятельства, сколько психологическое отношение к ним. При уповании на Бога и внутреннем спокойствии повышается уровень стрессоустойчивости и выживаемости.
Как видим из примера, святой Иоанн, несмотря на предложение о свободе, и далее пожелал остаться в турецком плену. Это отвержение свободы способно вызвать недоумение у любого, но для человека, который пересек некий невидимый духовный барьер на пути к Богу, открываются новые смыслы и цели бытия. Поняв и усвоив целительную силу кризиса для развития души и укрепления собственного духа, Иоанн предпочел сложную жизнь в трудах на чужбине освобождению и возвращению на родину.

***
Из жизни подвижников православия. Святой равноапостольный Николай Японский
В середине XIX века наш соотечественник, Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), отправился для проповеди Евангелия и распространения православной веры в далекую Японию.
2 июля 1861 года отец Николай прибыл на японскую землю, которая встретила русского миссионера, мягко говоря, недружелюбно. Иллюзии и мечты по поводу предстоящего служения быстро развеялись, и проповедь Евангелия в Японии показалась ему совершенно невозможной. Отец Николай отмечал в своих записях, что «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Тем не менее, он не отчаялся, а для начала, взялся за изучение японского языка, культуры и быта японского народа.
В 1865 году произошло событие, сыгравшее огромную роль в судьбе, как отца Николая, так и многих тысяч японцев, впоследствии принявших православие.
Один из яростных врагов учения Христова, синтоистский жрец Савабэ Такума, бывший самурай и отличный фехтовальщик явился к отцу Николаю вооруженный мечом, чтобы отрубить ему голову.
Вот как об этом рассказывал сам отец Николай в день пятидесятой годовщины служения в Японии:
«50 лет тому назад я приехал сюда проповедовать учение Христово; но тогда не только никто не был расположен слушать его, а все с враждой относились к нему. Один из тогдашних врагов христианства здесь, пред нашими глазами, ныне один из почетнейших между нами. Он тогда известен был в Хакодатэ как замечательный фехтовальщик, поэтому приглашен был давать уроки фехтования сыну русского консула в Хакодатэ. Каждый день я там встречался с ним, и всегда он молча смотрел на меня с враждебным видом; наконец, враждебное чувство привело его ко мне. Пришедши, он грубо начал: «Вы, варвары, приезжаете высматривать нашу страну; особенно такие, как ты, вредны; твоя вера злая». «А вы знаете мою веру, что так отзываетесь о ней?» — спросил я. — «Ясно, не знаю». — «А не зная вещи, поносить ее разумно ли?» Это несколько остановило его, но он с прежней грубостью произнес: «Так что же за вера твоя? Говори». — «Изволь слушать». И стал говорить о Боге Едином, о Боге Творце вселенной, Боге Искупителе. По мере того, как я говорил, лицо моего слушателя прояснялось, и он, не переставая внимательно слушать, одной рукой достал из-за пояса тушницу, другой — из рукава бумагу и стал записывать мою речь. Через час или полтора он был совсем не тот человек, который пришел. «Это совсем не то, что я думал», — сказал он, когда я окончил говорить. «Поговорите еще», — попросил он уже ласково. «Приходите», — пригласил я. И он стал приходить каждый день, а через неделю был уже в душе христианином».
При крещении Савабэ получил новое имя в честь апостола Павла. Через несколько лет, в 1875 году, Савабэ Павел стал священнослужителем Русской православной церкви в Японии.
***
Самурай пришел с определенной целью - убить русского священнослужителя. И конечно, он несомненно осуществил бы свое намерение, если бы не всесокрушающее спокойствие, бесстрашие и внутренняя сила отца Николая.
Напротив, друг друга стояли два человека: опытный воин с мечом в руке и русский священнослужитель, у которого было только одно оружие – слово. Это был решающий кризисный момент, от исхода которого зависела жизнь отца Николая и судьба православия на японских землях.
Отец Николай был искренним человеком и талантливым миссионером. Его мудрые слова, спокойный тон и дружелюбие потрясли безжалостного самурая, что позволило ситуации разрешится без кровопролития и даже более – в тот день отец Николай приобрел своего первого верного ученика в среде японцев! Произошедшее стало переломным этапом в его миссионерской деятельности и определило дальнейший вектор распространения православия среди местного населения.
В письме от 20 апреля 1865 года отец Николай пишет: «Жрец с нетерпением ждет от меня крещения. Он хорошо образован, умен, красноречив и всею душою предан христианству. Единственная цель его жизни теперь – послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели».
Савабэ, открывший для себя истины православия, начал подключать к процессу всех своих друзей, родственников и знакомых. Так, у Савабэ был друг - доктор конфуцианист Сакаи, которому он с воодушевлением рассказал о православной вере, однако друг только смеялся над Савабэ и опровергал, но недолго. Через некоторое время он глубоко проникся Христовым учением, и стал «не только последователем и проповедником Христа, но и великим постником и молитвенником».
Савабэ и Сакаи стали первыми проповедниками православия в различных областях Японии, в которых не разрешалось находиться самому архимандриту Николаю как иностранцу.
Отец Николай, благодаря Савабэ, вскоре сблизился со многими другими сэндайскими самураями, образовалась группа единомышленников. Узнав основы православной веры, они быстро поняли всю глубину евангельского учения и верили, что «без христианства невозможно поддерживать правильный путь мира». В Хакодате они «каждый день занимались изучением истин православной веры» для того, чтобы стать проповедниками. Затем, возвратившись в Сэндай, они начали активное распространение православия среди своего народа.

Разумная экономия сил

Пре¬подоб¬ный Вар¬со¬нофий учит: "По¬ка ко¬рабль в мо¬ре, он бы¬ва¬ет под¬вержен опас¬ностям и при¬раже¬нию вет-ров. Ког¬да же дос¬тигнет в ти¬хую и мир¬ную прис¬тань, не стра¬шит¬ся бо¬лее опас¬ностей, скор¬бей и при¬раже-ния вет¬ров, но пре¬быва¬ет в бе¬зопас¬ности".
Древний Патерик
Ничто не вечно под луной. Кризисы приходят и уходят, а вы остаетесь. Иногда, когда не знаешь что делать, надо просто переждать, как моряки ждут окончания шторма. Когда видишь, что тратить силы на борьбу со стихией бесполезно - лучше выждать некоторое время. После бури небо обычно проясняется, открывается горизонт, и видно куда плыть.
Разумная экономия сил и средств во время кризиса является важным предохранительным клапаном. Речь идет о сохранении как материальных, так и психических ресурсов. Вспомните - когда человек заболевает, он стремится как можно меньше разговаривать, общаться и двигаться, экономит силы для борьбы с болезнью. Вместо того, чтобы бежать на работу, он устраивается перед телевизором с чашечкой чая, или просто спит. В случае болезни, организм человека автоматически переключается в режим экономии, независимо от воли «хозяина».
В сложной кризисной ситуации, не касающейся ослабления тела, необходимо осознанно, волевым усилием отбросить все лишнее: пустые разговоры, ненужные встречи, праздные развлечения и необоснованные денежные траты. Эти меры помогут сосредоточиться на главном.
«Брат спросил авву Иосифа: что мне делать? Я не могу переносить скорбей, ни работать, ни подавать милостыню. — Старец отвечал ему: если ничего из этого ты не можешь исполнить, — по крайней мере, храни совесть свою в отношении к ближнему, удаляйся от всякого зла, — и спасешься; ибо Бог требует души безгрешной»
Древний патерик
Самый ценный ресурс, который вам необходимо сохранить – это жизнь, здоровье, крепкие нервы и чистую совесть. Притормозите, ведь на полной скорости никогда не вписаться ровно в крутой поворот!
Можно провести и такую аналогию. Представьте, вы едите на машине с механической коробкой передач. Вы трогаетесь с места, разгоняетесь, переключаетесь на вторую скорость, потом на третью, давите на газ – слышите, как ревет двигатель, умоляя вас переключиться на следующую передачу. Между переключениями передач нам всегда надо выжать нейтралку. Рев двигателя – кризис, предел возможностей. Нейтралка – передышка. Переключение на новую скорость – новый этап после кризиса.
От состояния ничегонеделания можно получить и пользу, при правильном его использовании. Не стоит загружать свободное время никакими домашними делами или проводить время в компании друзей. Сбегите от всех. Уединитесь. Станьте на время отшельником.
Итак, если в самый разгар кризиса вы не имеете возможности быстро и адекватно отреагировать на сложившиеся обстоятельства, не надо тратить силы впустую. Экономно распределив ресурсы, вы можете просто на некоторое время расслабиться и отдохнуть. Пройдет некоторое время, ситуация изменится и будет более понятно, какие действия предпринимать далее.

Использование сна

Мне столько всего надо сделать, что лучше я пойду спать.
Роберт Бенчли
Здоровый многочасовой сон способен полностью восстановить силы, и очень важен для каждого человека – об этом знают все. Но в данном разделе мы поговорим о другом виде сна – кратковременном легком сне, который можно использовать в качестве инструмента для преодоления стресса, а также поиска правильного решения в затруднительной ситуации.
Умение правильно входить в такой вид сна способствует быстрой нормализации психического состояния, восстановлению баланса внутренних сил и росту внутренних духовных резервов.
В жизнеописаниях православных святых вы можете найти неисчислимое количество историй, когда именно в состоянии легкого сна случались видения, озарения, прозрения, открывалось восприятие сокрытых знаний.
Легким сном обозначается состояние между сном и бодрствованием, когда сознание человека переключается в другой режим функционирования, в котором снимаются некоторые барьеры восприятия и на передний план выходит подсознание, активируются некоторые другие слои личности, недоступные в обычном состоянии. Этот вид сна близок к понятию «дремота».
Сон быстро снимает самые тяжелые депрессивные состояния и способен за непродолжительное время очистить внутренний экран сознания от всего лишнего, что помогает найти правильное решение в сложной ситуации. В состоянии внутренней тишины и легкого сна у многих людей открывается духовное зрение. Многие великие открытия совершались в состоянии покоя и внутренней тишины.
Известно, что напряженная умственная работа без перерыва постепенно заводит мозг в тупик и решение найти становится все сложнее и сложнее. Показателен метод, которым часто пользовался известный изобретатель и ученый Томас Эдисон для решения какой-либо проблемы или задачи. Когда после многих часов умственной работы никак не удавалось найти решение, Эдисон просто засыпал. Однако это был непростой сон. Он садился в кресло, сбоку от которого ставил металлический поднос, над которым помещал свою руку, с зажатым в ладони металлическим шаром и начинал дремать. Когда он засыпал, шар выпадал из его руки и с громким звоном ударялся о железный поднос. Эдисон моментально просыпался, поднимал шар и повторял эту процедуру сначала. Кроме эффекта быстрого восстановления сил, смысл этого действия заключался в многократном продуцировании ультракороткого сна с целью достижения промежуточного состояния между сном и бодрствованием, близком к состоянию так называемого тонкого сна. В момент переключения из состояния бодрствования в сон, сознание разгружается от лишней информации и начинает соединяться с подсознанием, в котором находится безбрежное море открытий и гениальных решений. Пару секунд тонкого сна бывает достаточно, чтобы «схватить за хвост» идею и вытащить ее на поверхность сознания.
Прообраз периодической системы химических элементов (таблица Менделеева), открывшей новую научную эру в истории химии и многих смежных наук, был увиден Дмитрием Ивановичем Менделеевым во сне. После трехдневной напряженной умственной работы над системой элементов, которую ученый никак не мог структурировать в единую структуру, он прилег отдохнуть и задремал. Сам Дмитрий Иванович позже рассказывал: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».
Итак, сон – это природный инструмент решения сложных умственных задач, который всегда при нас.

Стать молчальником

Авва Диадох говорил: как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо благовременное молчание; — оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей.
Древний патерик
Современный, деятельный человек стремится все взять под свой контроль, все успеть, и сделать как можно быстрее и лучше. Максимальные усилия часто приводят к стрессу. Иногда, просто жизненно необходимо вовремя остановиться, ослабить хватку и из начальника превратиться в молчальника.
Православные монахи-отшельники, монахи-схимники во все века пользовались оружием безмолвия в укреплении собственного духа. Человек, уединившийся от других, или же взявший обет молчания назывался «молчальник». Упоминание такого рода аскетической практики можно встретить в житии преподобного Сергия Радонежского.
Вот как об этом рассказывает святитель Димитрий Ростовский:
«Среди учеников преподобного был один, по имени Исаакий; он желал посвятить себя подвигу безмолвия и посему часто просил у святого благословения на столь великий подвиг. Однажды премудрый пастырь в ответ на его прошение сказал:
   — Если ты, чадо, желаешь безмолвствовать, то на следующий день я дам тебе на сие благословение.
   На другой день по окончании Божественной литургии, преподобный Сергий осенил его честным крестом и сказал:
   — Господь да исполнит твое желание.
   В сие самое мгновение Исаакий видит, что необыкновенный пламень исходит от руки преподобного и окружает его, Исаакия; с сего времени он пребывал в молчании».
В православии существует и другой термин для обозначения состояния, близкого к безмолвию - «исихазм» от греческого слова «ἡσυχία», обозначающего спокойствие, тишину, уединение.
Интересную притчу о безусловном преимуществе безмолвия над другими духовными практиками предлагает нам Древний патерик:
«Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело, примирять ссорящихся между собою людей, по реченному: «блаженны миротворцы» (Матф. 5, 7). Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех, и со скорбию пришел к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, — теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и с человеком, живущим среди людей, — от возмущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки»
Древний патерик
Состояние полной внутренней тишины, безмолвия, энергетически и физиологически очень близко к состоянию легкого сна. Глубокое состояние внутренней тишины выполняет почти ту же функцию, что и кратковременный сон. Мозг отдыхает от внешнего и внутреннего шума, мысли умолкают, в сознании появляется свободное пространство, которое может заполнить пришедшая идея. Если голова забита под завязку рабочими и бытовыми мыслями, то, как туда может прийти идея? Нам нужно освободить место, выделить хотя бы кусочек нашего сознания для чего-то нового. Дать пространство для дыхания Духа внутри себя.
«Авва Нил говорил: любящий безмолвие не уязвляется стрелами врага; обращающийся же с людьми непрестанно получает раны. И дух в уединении бывает спокойнее, и похоть молчащая привыкает, по слову, действовать слабее, и всякая вообще страсть, не будучи возбуждаема, глубоко молчит, проходит и совершенно успокаивается. Наконец, человек со временем забывает о прошлой деятельности своей, и остаются у него только одни слабые воспоминания дел, когда наступит состояние бесстрастия.
Еще сказал: безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного для себя, а невиденного и ум не принимает, небывшее же в уме не оставляет следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда не возбуждается страсть, тогда человек имеет глубокую тишину и великий мир внутри»
Древний патерик
Сопутствующей безмолвию практикой, является еще одна православная аскетическая практика – затворничество. Полная изоляция от людей и мира резко ограничивает все сенсорные ощущения, заглушает чувства и желания, постоянной молитвой усиливается взаимосвязь с Богом.
«Брат просил совета у старца: мысли мои блуждают, – и я сокрушаюсь об этом. Сиди в келье своей, сказал старец, – и они опять соберутся. Когда ослица бывает привязана, то осленок ее скачет туда и сюда, и куда бы ни уходил, опять приходит к своей матери. Так и мысли монаха, постоянно пребывающего в келье ради Бога, хотя несколько времени и рассеиваются, но потом возвращаются к нему»
Древний патерик
Некоторые святые подвижники добровольно заключали себя в пещеру или келью на очень длительное время или даже на всю жизнь. Один из самых известных примеров – Серафим Саровский, уходивший в затвор на несколько лет. Многие святые практиковали кратковременные затворы с целью ограничения общения с людьми и усиления молитвенной практики. Для затвора использовались кельи внутри зданий монастыря или же пещеры, подземные гроты, расщелины в скалах. Явление затворничества было очень распространено в Древней Руси. Пещеры издревле использовались монахами для уединения и молитвы. Многие русские монастыри, самые известные из которых Киево-Печерская Лавра и Псково-Печерский монастырь, начинались с подземных пещерных обителей, что отражено и в самих названиях монастырей.

***
Из жизни подвижников православия. Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский
Один из основателей Киево-Печерской лавры, Феодосий Печерский жил в XI веке. В 1057 году он был избран игуменом Киево-Печерской лавры. Преподобный мудро и заботливо управлял обителью, которая стала примером для многих других русских монастырей. На основе устава Студийского монастыря (древний константинопольский монастырь), им был принят первый устав Печерского монастыря, содержащий набор правил и указаний, определяющий порядок служб и регламентирующий использование основных богослужебных книг согласно византийской литургической традиции. Этот первый на Руси общежительный монастырский устав сыграл огромную роль в развитии русских монастырей.
Несмотря на бурную организаторскую и строительную деятельность, преподобный был строгим постником и молитвенником, отличался особым аскетизмом: он всегда трудился вместе с братией, его никогда не видели отдыхавшим на постели, после дневных трудов он засыпал лишь на короткое время и то сидя, придерживался строгого иноческого устава в пище, пил только воду. Несмотря на эти и многие другие его подвиги, игумен отличался особой жизнерадостностью и добрым нравом: «… никогда не видели его печально сидящим за трапезой: он всегда имел веселое лицо, потому что его сердце укреплялось не пищей, а благодатью Божией».
Преподобный прославился многими чудесами, которые совершал молитвой и благодатной силой, приобретенной в результате аскетических практик. Из его жития можно узнать, в частности о том, что периодически игумен уходил в затвор для безмолвия и молитвы. Вот как об этом рассказывает святитель Димитрий Ростовский:
«Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления Недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей, во время вечерни, он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находившейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницей на шестой неделе Великого поста, он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере».

***
Перед преподобным стояло осень много организаторских задач: он возводил новые храмы, принимал прибывающую братию в монастырь, занимался основанием первой церковной библиотеки, разрабатывал новый устав, каждый день общался с большим количеством людей по рабочим и духовным вопросам. Вся эта работа, конечно, очень утомляла преподобного.
Для монаха естественным является стремление к молитвенному уединению. Время Великого Поста позволяло игумену уйти от всех мирских забот, привести мысли в порядок, побыть в тишине и безмолвии, помолиться, перенести акцент с мирского на духовное.
Мы видим, что монахи успешно использовали вышеперечисленные техники в своих аскетических практиках. Никто не мешает и нам воспользоваться некоторыми из этих приемов, а во время кризиса для этого, как раз, предоставляется хороший повод. Не обязательно для этого уходить в монахи. Многие монастыри нуждаются в помощниках. Всегда можно взять отпуск и уехать на несколько дней потрудится в монастырь. И монастырю хорошо, и человеку польза для души. Или же, можно уединиться где-нибудь на природе, в деревне.
Состояние покоя дает минутку тишины, которой бывает достаточно для того, чтобы что-то понять или почувствовать. Только в такие моменты приходят мысли, способные изменить жизнь. А когда время кризиса пройдет, у вас останется навык обретения покоя и умение «уходить в себя». В дальнейшем вы сможете использовать это состояние, когда пожелаете, для решения любых сложных проблем.
Просмотров: 33 | Добавил: Xdar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]